Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности Диагностика развития ребенка » Нейропсихологическое обследование
Институт возрастной физиологии РАО

Нейропсихологическое обследование

Семенова О.А.
Нейропсихологическое направление.
 
   Нейропсихологическое обследование может эффективно использоваться в диагностических целях как система выявления причин дезадаптации. Благодаря реализованному в ней комплексному системному подходу, позволяющему описывать состояние когнитивных процессов в терминах нейропсихологических синдромов, может быть не только определена причина тех или иных трудностей, но и описаны те виды деятельности, в которых еще не проявленные трудности могут актуализироваться. Таким образом, нейропсихологическое обследование также решает проблему профилактики дезадаптации. Оно одинаково эффективно решает задачи диагностики патологии и легких функциональных отклонений в развитии у детей и взрослых.
   В основе нейропсихологического обследования лежит представление о системной организации психики человека. Каждый вид деятельности обеспечивается комплексом мозговых структур за счет сложно организованного взаимодействия между ними. В целостной системе каждая из структур несет определенную функцию, «отвечая» за тот или иной компонент реализуемой деятельности. Так, например, деятельность письма предполагает привлечение таких процессов как планирование, фонематический слух, зрительное восприятие и зрительная память, моторные координации и т.д. Набор входящих в деятельность компонентов определяет выбор релевантных ей структур мозга. Объединение структуры и компонента деятельности, за который она отвечает, является так называемым «фактором». «Повреждение» или выпадение «фактора» приводит к нарушению всех видов деятельности, его включающих. Так, при повреждении коры задней трети левой височной извилины у взрослого, нарушается фонематический слух и, в результате, страдает не только письмо, но и понимание обращенной речи, возможности чтения и понимания текста и т. д.
   Благодаря многолетним исследованиям в области поражений мозга у взрослых людей, было открыто значительное число «факторов». Таким образом, знание психологической структуры деятельности позволяет, при ее нарушении, определить дефицитарный фактор и описать синдром, а также предположить в каких еще видах деятельности могут возникнуть трудности.
   На основе клинических исследований было сформировано нейропсихологическое обследование, включающее задания, благодаря которым можно охватить максимальное число известных «факторов». Задания построены таким образом, чтобы каждый фактор мог быть оценен в наиболее чистом, не зашумленном другими факторами виде. Таким образом, обследование включает тесты, направленные на оценку возможностей программирования, регуляции и контроля деятельности, слухового, зрительного, тактильного восприятия, речи, двигательных функций, различных видов памяти, пространственных представлений. Оценка выполнения в каждом случае опирается на качественный анализ и знание возрастных норм.
  Также нейропсихологическое обследование является важным инструментом для проведения научных исследований. Так в лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО в течение ряда лет ведутся совместные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования, направленные на изучение формирования высших психических функций в онтогенезе.
  Одним из направлений исследований является изучение формирования функций программирования, регуляции и контроля деятельности (управляющих функций или executive functions). Управляющие функции имеют сложную организацию и включают большое число компонентов, требующих независимой оценки. В связи с этим была разработана система, позволяющая оценивать эти функции на основании нейропсихологического обследования (можно дать ссылку на мой материал на сайте). Были разработаны возрастные нормативы для 7-8 и 9-10 лет. Применение этой системы оценки в сочетании с электрофизиологической оценкой уровня зрелости регуляторных систем мозга (РС) дало ощутимые результаты. Было показано, что в возрасте 7-8 лет принципиальной для формирования управляющих функций является зрелость (соответствие возрасту) фронто-таламической регуляторной системы мозга (О.А. Семенова и др., 2001; Мачинская Р.И. и др. 2004). Дети с незрелостью этой системы отличались дефицитом всех выделенных в исследовании компонентов произвольной регуляции деятельности. Также было обнаружено, что у детей с разной степенью зрелости РС, отмечается различная возрастная динамика формирования управляющих функций. У детей с соответствием возрасту степени зрелости РС и у детей с незрелостью системы неспецифической активации к 9-10 годам отмечалось временное снижение возможностей произвольной регуляции деятельности, в то время как у детей с незрелостью фронто-таламической системы, наоборот, происходило значительное улучшение, которое, правда, все равно не позволяло им достичь того уровня, которого другие дети достигали к 7-8 годам. Однако такая противоположная динамика приводила к стиранию различий между группами детей в возрасте 9-10 лет. Таким образом, было показано участие различных систем мозга в реализации управляющих функций, изменение их вклада на разных этапах онтогенеза.
   В настоящее время продолжается разработка этой темы, а также ведется ряд совместных исследований, позволяющих оценить формирование других высших психических функций, таких как зрительно-пространственная память и зрительное восприятие у детей и взрослых с различным функциональным состоянием мозга.
  Создание и поддержка: Синицын Сергей NeurodevLabGmail.com