Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности Сотрудники » Семенова О. А.
Институт возрастной физиологии РАО

Семенова Ольга Александровна

 

             

Семенова Ольга Александровна
Ведущий научный сотрудник

Нейропсихолог, кандидат психологических наук

 

Звание, ученая степень

Кандидат психологических наук

Должность

Ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО

Доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета

Контакты

Тел.: 8-499-255-23-74 (ИВФ РАО)

E-mail: semenovaolga2000@gmail.com

Персональный сайт: neuropsycholog.ru

Образование

В 1996 г. окончила с красным дипломом кафедру нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского Государственного Университета по специальности психолог, преподаватель психологии.

В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности Медицинская психология на тему «Формирование функций регуляции и контроля в младшем школьном возрасте».

В 2008 г. завершила полный курс обучения в рамках Российско-Австрийского проекта по подготовке детских и подростковых психотерпевтов / консультантов по программе ökids-Weiterbildung für Kinder- und Jugendlichenpsychotherapie. Получила сертификат о присвоении звания детского и подросткового психотерапевта.

С 2005 по 2010 год проходила обучение по программе Российско-австрийского института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии.

Профессональная деятельность

С 1996 по 2001 г.: Комплекс психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам. Нейропсихолог. Занималась нейропсихологической диагностикой, коррекцией детей с трудностями чтения и письма, двигательной коррекцией детей с проблемами в познавательном развитии.

С 2001  по  2010 г.:  Институт возрастной физиологии РАО. Старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности.

С 2010 г. по настоящее время:  Институт возрастной физиологии РАО. Ведущий научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности.

С 2008 г. по настоящее время: МГППУ. Доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования.

Опыт педагогической работы

- Московский городской психолого-педагогический университет. Курс «Диагностика и коррекция СДВГ в работе школьного психолога»    .

- Московский институт медико-социальной реабилитологии. Практикум по нейропсихологии. Научное руководство дипломными работами.

- Институт возрастной физиологии РАО. Проведение лекционно-семинарских занятий в рамках ежегодной школы для специалистов в области образования.

- Чтение тематических лекций для педагогического состава детских образовательных учреждений г. Москвы и Московской области.

Опыт практической работы

- Нейропсихологическое обследование детей с трудностями обучения и отклонениями в поведении в Комплексе психолого-медико-педагогической помощи, в Центре диагностики развития Института возрастной физиологии РАО, в дошкольных и средних образовательных учреждениях г.Москвы.

- Коррекция детей с трудностями обучения и отклонениями в поведении.

- Психологическое консультирование.

Научные интересы

Комплексное нейропсихологическое и нейрофизиологическое исследование развития высших психических функций в норме и при отклонениях в развитии, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Научно-исследовательская деятельность (с 2005 года)

2005: Динамика формирования программирования и контроля деятельности у детей в период с 7 до 10 лет с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга (лонгитюд).

2006: Формирование функций регуляции и контроля у младших школьников.

2007: Анализ психологической структуры и мозговых основ выработки стратегии когнитивной деятельности у взрослых и детей младшего школьного возраста.

2008: Анализ возрастных особенностей выработки стратегии когнитивной деятельности у детей 7-8 лет.

2009: Междисциплинарный анализ индивидуальных особенностей регуляторных и информационных компонентов познавательной деятельности у детей 9-10 лет.

2010: Динамика  регуляторных и информационных компонентов познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста. Комплексный нейрофизиологический и нейропсихологический анализ.

2011: Комплексный нейропсихологический и электроэнцефалографический анализ рисков школьной дезадаптации, обусловленных функциональным созреванием мозга в дошкольном возрасте.

2012: Возрастные и индивидуальные особенности мозговой организации информационного и регуляторного компонентов познавательной деятельности у детей предшкольного и младшего школьного возраста.    

Участие в работах по грантам научных фондов

1. РФФИ, 2004-2006, 04-04-48376-а «Роль регуляторных  структур головного мозга человека в формировании функциональной организации коры больших полушарий в покое и при когнитивной деятельности. Онтогенетический аспект»

2. РГНФ, 2006-2008, 06-06-00099а «Комплексное изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: анализ особенностей функциональной организации мозга и познавательных процессов, дифференциальная диагностика, психолого-педагогическая помощь»

3. РГНФ, 2007-2009, 07-06-00374а «Психологическая структура и системная мозговая организация формирования стратегии когнитивной деятельности у взрослых и детей младшего школьного возраста»

4. РГНФ, 2010-2012, 10-06-00693а «Мозговые механизмы учебной дезадаптации: нейропсихологический и нейрофизиологический аспекты»

Стаж педагогической работы

С 2006 г.

Стаж практической работы

С 1995 г.

Учебные курсы

Авторский курс «Диагностика и коррекция СДВГ в работе школьного психолога»

Участие в конференциях с 2006 г.

1. Вторая Международная конференция по когнитивной науке, СПб., 9-13 июня 2006 г. Устный доклад «Формирование произвольной регуляции деятельности в младшем школьном возрасте».

2.  13th World Congress of Psychophysiology, Istambul, Turkey, 2006, August 28, - September 2. Тезисы «Brain regulatory systems maturation and executive functions development in first grade schoolchildren" (в соавторстве с Мачинской Р.И.)    

3. ХХ съезд физиологического общества имени И.П.Павлова 4-8 июня 2007 г.  Стендовый доклад «Влияние сочетания факторов латеральных предпочтений и функциональной зрелости регуляторных систем мозга на запоминание зрительно-пространственной информации детьми 7-8 лет»

4. Третья международная научно-практическая конференция памяти А.Р. Лурия. Москва - Белгород, 10-12 октября, 2007 г. Тезисы «Возрастная динамика управляющих функций и избирательного зрительного внимания у детей предшкольного и младшего школьного возраста в норме» (в соавторстве с Мачинской Р.И., Крупской Е.В, Кошельковым Д.А.), «Особенности зрительного восприятия у детей 7-8 лет с разной степенью зрелости регуляторных систем мозга» (в соавторстве с Шилиной Е.Н.).

5. Society for Psychophysiological Research 47th Annual Meeting Savannah, Georgia, USA, October 17-21, 2007. Тезисы "The role of brain regulatory systems in cortex functional organization and information processing development in primary school children" (в соавторстве с Мачинской Р.И.)

6. Третья международная конференция по когнитивной науке. Москва, 20-25 июня 2008 г. Устный доклад "Возрастные преобразования управляющих функций в предшкольном и младшем школьном возрасте" (в соавторстве с Мачинской Р.И., Крупской Е.В., Кошельковым Д.А.), стендовый доклад "Особенности восприятия, анализа и обработки зрительной  информации детьми с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга".

7. Международная научная конференция "Физиология развития человека". Москва, 22-24 июня 2009 г. Устный доклад "Индивидуальная нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей программирования, регуляции и контроля деятельности у детей", стендовый доклад "Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности" (в соавторстве с Кошельковым Д.А.).

8. Четвертая международная конференция по когнитивной науке. Томск, 22-26 июня 2010 г. Тезисы "Исследование составляющих процесса выработки стратегии деятельности у взрослых и детей 8 лет" (в соавторстве с Кошельковым Д.А.)

9. 7th Annual ECNS / ISNIP Conference. First Joint Meeting of ECNS / ISBET / ISNIP September 14-18, 2010, Istanbul-Turkey. Тезисы «Behavioral and cognitive peculiarities in children with EEG signs of right hemisphere dysfunction" (В соавторстве с Мачинской Р.И.).

10. «Когнитивная наука в Москве: новые исследования», 16 июня 2011 г. Стендовый доклад «Состояние кратковременного механического запоминания зрительно-пространственного и слухоречевого материала у детей с врожденным гипотиреозом» (В соавторстве с Вадиной Т.А., Чикулаевой О.А., Безлепкиной О.Б., Петерковой В.А.)

11. ІV Конгресс педиатров стран СНГ "РЕБЁНОК И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ, РАЗВИТИЯ И ПИТАНИЯ" (25-26 апреля 2012 г., Львов, Украина). Тезисы «Особенности познавательной деятельности и поведения детей 7-10 лет с локальными отклонениями на ЭЭГ правого полушария» (в соавторстве с Мачинской Р.И.)

12. V Международная конференции по когнитивной науке, Калининград, 2012, 18-24 июня. Мастер-класс «Экспресс-методика оценки управляющих функций у детей старшего дошкольного возраста». Тезисы «Междисциплинарный нейропсихологический и нейрофизиологический анализ рисков учебной дезадаптации у детей 6-7 лет» (в соавторстве с Мачинской Р.И.). Устный доклад «Особенности мозговой организации когнитивной деятельности у детей предшкольного возраста» (в соавторстве с Мачинской Р.И. (докладчик), Фарбер Д.А., Петренко Н.Е., Крупской Е.В.). Мастер-класс «Экспресс-методика оценки управляющих функций у детей старшего дошкольного возраста» (ведущая Семенова О.А.).

13. 51st Annual Meeting of the European Society for Paediatric Endocrinology. October, 2012. Стендовый доклад «Short-term memory in children with congenital hypothyroidism» (в соавторстве с Чикулаевой О. (докладчик), Безлепкиной О., Вадиной Т., Петерковой В.)

14.Конференция «А.Р.Лурия и современная нейропсихология», в рамках Московского международного  конгресса, посвященного 110-летию со дня рождения А.Р.Лурия, 29 ноября - 1 декабря, 2012 г. Устный доклад «Взаимосвязь информационных и регуляторных компонентов познавательных функций у типично развивающихся детей 5, 6, 7-8 и 9-10 лет» (в соавторстве с Мачинской Р.И.)    

Публикации:

 

Научные статьи на русском языке

1.Семенова О.А., Матюшкина А.А. Метакогнитивные факторы слухоречевой памяти // Вестник московского университета. - Сер.14. Психология. -  1993. - №3. - С.67-70.

2.Семенова О.А., Мачинская Р.И., Ахутина Т.В., Крупская Е.В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет // Физиология человека. - 2001. - Т.27, № 4. - С.23-30. (164 Kb)

3.Горев А.С., Семенова О.А. Биологическая обратная связь как способ улучшения саморегуляции функционального состояния ЦНС у младших // Новые исследования (альманах). - 2002. - №1. - С.29-39.

4.Горев А.С., Семенова О.А. Влияние индивидуальных особенностей ЦНС на эффективность формирования релаксационных навыков при использовании биологической обратной связи // Физиология человека. - 2003. - Т. 29, № 4. - С.54-62.

5.Семенова О.А. Нейропсихологический анализ мозговой организации письма. Обзор литературных данных // Новые исследования (альманах). - 2003. - № 1. - С.115-137.

6.Мачинская Р.И., Семенова О.А. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. - 2004. - Т.40, № 5. - С. 427-435. (853 Kb)

7.Семенова О.А. Проблемы исследования функций программирования, регуляции и контроля психической деятельности человека. Обзор литературы // Ж-л Физиология человека. - 2005. - Т. 31, №6. - С.106-115.

8.Семенова О.А. Методика оценки функций произвольной регуляции деятельности у детей младшего школьного возраста // Новые исследования (альманах). - 2006. - Т. 10, №2. - С.71-98.

9.Семенова О.А. Формирование произвольной регуляции деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе // Физиология человека. - 2007. - Т. 33, №3. - С. 115-127. (206 Kb)

10.Семенова О.А., Мачинская Р.И. Развитие произвольной регуляции деятельности у детей младшего школьного возраста // Вопросы практической педиатрии. - 2007. - Т.2, №6. - С.17-23.

11.Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Ж-л Культурно-историческая психология. - 2007. - №4. - С. 39-49. (200 Kb)

12.Семенова О.А., Кошельков Д.А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности // Новые исследования (альманах). - 2008. - Т. 17, №4. - С.21-38.

13. Мачинская Р.И., Семенова О.А. Функциональная организация внимания и произвольной регуляции деятельности / Глава из книги "Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка" под ред. Д.А.Фарбер, М.М.Безруких. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2009. - С.161-224.

14. Семенова О.А., Кошельков Д.А. Возрастные особенности выработки стратегии когнитивной деятельности детей 8 лет и взрослыми // Ж-л Культурно-историческая психология. - 2009. - №1. - С.85-95.

15. Мачинская Р.И., Семенова О.А. Формирование механизмов внимания и произвольной регуляции деятельности / Глава из руководства по возрастной физиологии «Физиология развития ребенка» под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК". - 2010. - С.296-368.

16. Сугробова Г.А., Семенова О.А., Мачинская Р.И. Особенности регуляторных и информационных компонентов познавательной деятельности у детей 7-8 лет с признаками СДВГ // Экология человека, 2010. - №11. - с.19-27.

17. Семенова О.А., Мачинская Р.И. Возрастные преобразования познавательных функций у детей в возрасте от 5 до 7 лет: нейропсихологический анализ //Культурно-историческая психология, 2012. № 2. С. 20-29 (PDF - 1.2Mb) 

18. Семенова О.А., Мачинская Р.И. Нейропсихологический и нейрофизиологический анализ возрастных преобразований познавательных функций и рисков учебной дезадаптации в предшкольном возрасте // Новые исследования (альманах) - 2012. - №1.

19. Семенова О.А., Мачинская Р.И. Возрастные преобразования познавательных функций у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Нейропсихологический анализ // Ж-л Культурно-историческая психология, 2012. - №2. - С.20-28.

20. Семенова О.А. Экспресс-методика оценки управляющих функций у детей старшего дошкольного возраста // Новые исследования (альманах) - 2012.    

 

Научны статьи на английском языке

1.Semenova O.A., Machinskaya R.I., Akhutina T.V., Krupskaya E.V. Brain Mechanisms of Voluntary Regulation of Activity during Acquisition of the Skill of Writing in Seven- to Eight-Year-Old Children // Human Physiology. - 2001. - Vol. 27, No. 4. - P. 23-30.

2.Gorev A.S., Semenova O.A. Effect of Individual Features of the CNS on Efficiency of Relaxation Biofeedback Training in 9- to 10-Year-Old Children // Human Physiology. - 2003. - Vol. 29, No. 4.- P. 437-443.

3.Machinskaya R. I., Semenova O. A. Peculiarities of Formation of the Cognitive Functions in Junior School Children with Different Maturity of Regulatory Brain Systems // Journal of Evolutionary Biochemistry and Physiology. -2004. - Vol. 40, No. 5. - P. 528-538.

4.Semenova O.A. Problems of Studying Executive Functions of Mental Activity in Humans // Human Physiology. - 2005. - Vol. 31, No. 6. - P. 715-723.

5.Semenova O.A. The Ontogeny of Voluntary Control of Activity and Its Cerebral Mechanisms // Human Physiology. - 2007. - Vol.33, No.3. - P. 355-365.

Научно-популярные и научно-методические публикации

1. Семенова О.А. Нехорошая компания // Ж-л Семейный доктор, № 3(109), март 2003.

2. Семенова О.А. Игры-упражнения для непосед // Ж-л Игра и дети, № 6, 2003.

3. Семенова О.А. Привычки на страже семьи / Ж-л Здоровье от природы, Январь 2004.

4. Семенова О.А. День защитника игрушек // Ж-л Здоровье от природы, Февраль 2004.

5. Семенова О.А. Может ли Барби стать Варей... и кому это нужно / Ж-л Здоровье от природы, Март 2004.

6. Семенова О.А. Любопытство требует мужества / Ж-л Здоровье от природы, Апрель 2004.

7. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников (методическое пособие). - М.: МГПИ - 2006. - 124 с.

8. Психофизиологическая диагностика и психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ / Экспертный доклад (на рус.яз.), М.: 2007. - 42 с.

9. Энциклопедия родителей будущего первоклассника. - М.:Росмэн-Пресс. - 2008. - 168 с.

10. Семенова О.А. Готов ли ребенок к школе? / Детский врач (образовательный проект Сервье в педиатрии). - 2008. - №1. - С.14-16.

11. Семенова О.А. На поле брани // Ж-л Детский врач (образовательный проект Сервье в педиатрии) - 2008. - №2. - С. 14-16.

12. Семенова О.А. Методика двигательной коррекции детей с трудностями в обучении. - М. - 2008. - 19 с.

13. ДЕТИ С СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / Учебное  пособие под ред. М.М.Безруких  - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2009. - 248 с.

14. Шамликашвили Ц.А., Семенова О.А. Нейропсихологический подход к обучению // Справочник классного руководителя. - 2009. - №9. - С.38-43.

15. Шамликашвили Ц.А., Семенова О.А. Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь. Нейропсихологический подход. -  М.: Изд-во ООО "Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования". - 2010. - 304 с.

16. Семенова О.А. Сказка о пятерке // Мама, папа, Я. - 2010. - №4. - С.24-25.

17. Семенова О.А. Ах, какой рассеянный... // Мама, папа, Я. - 2010. - №6. - С. 18-19.

18. Семенова О.А. Испортить жизнь ребенку, как? // Мама, папа, Я. - 2011. - №3 - С.38-39.

19. Семенова О.А., Логинова Е.С., Чернова Е.А. Без остановки // Мама, папа, Я. - 2011. - №8. - С.26-27.

20. Семенова О.А. Впереди паровоза // Мама, папа, Я. - 2012. - №3. - С.20-21.

21. Семенова О.А. Невесомость // Мама, папа, Я. - 2012. - №4. - С.22-23.    

 

 

 

  Создание и поддержка: Синицын Сергей NeurodevLabGmail.com