Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности Коррекционные занятия
Институт возрастной физиологии РАО

Программа развития функций произвольной регуляции деятельности и внимания у детей 5-12 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности и трудностями обучения.

          Сотрудниками института возрастной физиологии РАО разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие функций произвольной регуляции и внимания и улучшение психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с признаками дефицита внимания и гиперактивности (ДВГ). 

          Был проведен ряд комплексных исследований, что позволило разработать рекомендации по организации развивающих занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с признаками ДВГ в соответствии с выявленной во время нейропсихологического обследования структурой дефицита управляющих функций.

        Упражнения, используемые в занятиях, направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия,   концентрировать, поддерживать и распределять внимание. Они включают задания, позволяющие развить возможности:

  •   усвоения заданной программы деятельности, в том числе, правил поведения;
  •   планирования собственной деятельности;
  •   преодоления импульсивных реакций во время осуществления произвольных действий;
  •   быстрого переключения в меняющихся условиях, когда один способ действия должен быть изменен на другой;
  •   устойчивого удержания усвоенных программ деятельности;
  •   контроля за осуществлением собственных действий;
  •   использования дополнительных средств саморегуляции (в том, числе речевого опосредования действий).

Общие принципы организации занятий:

1.     Занятия проводятся в группах по 3-4 человека примерно одного возраста. Большее количество детей с признаками ДВГ в группе снижает эффективность работы.

2.     Развивающие занятия проходят в игровой форме и в форме организованных занятий за столом. Эти формы чередуются, для того чтобы создать переключение с одного вида деятельности на другой и снизить влияние фактора утомления ребенка, который часто присутствует у детей с признаками ДВГ.

3.     Продолжительность коррекционного занятия составляет 45-50 мин с 2-3 переключениями, когда дети от выполнения заданий на одном месте переходят к подвижным упражнениям. При организации занятий ребенок с дефицитом произвольной регуляции деятельности также нуждается во внешней организации деятельности. Трудно ожидать от него, что он сам сможет спланировать и организовать свои действия на занятиях. С этой целью вводятся определенные правила поведения на занятиях, которые предлагают ребенку периодически озвучивать. Чем четче построен режим взаимоотношений на занятиях, чем четче правила деятельности и требования ведущего, тем проще ребенку с  признаками ДВГ этим правилам следовать. Когда каждое занятие повторяются одни и те же правила, особенности распорядка, он к ним адаптируется, воспринимает как должное и научается корректировать свое поведение в соответствии с ними.

4.     Также во время занятий формируется положительная мотивация на следование правилам поведения. В частности, с этой целью вводится дополнительное поощрение за соблюдение этих правил (так называемые «сладкие» пятерки - конфеты, леденцы и др., наклейки или что-то еще). Варианты поощрений согласовываются с детьми.

5.     Как и любой ребенок, ребенок с признаками ДВГ заинтересован в получении положительной оценки своей деятельности. Эмоциональная составляющая процесса для него даже более важна, чем содержательная. Дети с признаками ДВГ стремятся быть социально  желательными, поэтому часто дают импульсивные ответы, пытаясь продемонстрировать свою компетентность. Также легко у них фиксируются негативные реакции на критику и критикующего: содержание замечания может быть пропущено, а «неприятный осадок» и, как следствие, избегание и отказ сотрудничать, остаются. 

6.     Очень важным представляется не фокусировка воспитателя на ошибке ребенка, а возможность дать самому ребенку оценить свою деятельность, попросить повторить задание, проговорить алгоритм своих действий. Таким образом, ребенок обращается к себе и учится  объективно смотреть на себя и справедливо себя оценивать.

7.     В течение занятия ведущий активно поощряет детей за старание, поддерживает в них ощущение того, что они способны выполнять разные задания. До 5-6 летнего возраста ребенка очень важно хвалить в любой игре («Молодец», «У тебя здорово получается»). С 6-12 лет дети нуждаются в более справедливом отношении и могут воспринимать неадекватную похвалу как обман. Поэтому в этом возрасте меняются формулировки поощрения («Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», «Я вижу, что ты старался, и это - самое главное»).

8.     В конце занятия ведущий дает детям небольшое домашнее задание, в котором  им предлагается принести свои любимые игры и приготовить инструкции к ним для остальных ребят. Также детям выдаются индивидуальные задания по пройденным упражнениям, направленные на отработку дома моментов, которые вызывали трудности во время занятия.

Пример структуры одного занятия:

  •  приветствие;
  •  подвижные, релаксационные мероприятия (имитация животных, предметов и др.). Данные упражнения не требуют от ребенка специальной подготовки, а от педагога учета индивидуальных особенностей его состояния. Подобные упражнения помогут ребенку настроится на занятия и в игровой форме получить положительные эмоции;
  •  проверка «домашнего» задания и повторение правил поведения на занятии;
  •  Подвижная игра «Речка - берег». Цель: преодоление импульсивности и инертности;
  •  Творческая игра «Угадай-ка!». Цель: улучшение возможностей анализа информации, расширить возможность рабочей памяти, развить возможность выработки стратегии деятельности;
  •  «Сосчитай». Цель: развитие возможностей концентрации и переключения внимания;
  •  Подвижная игра «Повторение движений». Сначала без, а потом с введением речевого опосредования. Цель: развитие возможностей усвоения программ деятельности, рабочей памяти и речевого опосредования действий;
  •  Ближе к концу занятия ребята играют в игры, которые они принесли из дома. Задача: четко объяснить правила заготовленных игр другим детям и ведущему. Ведущий и дети делают вид, что не понимают, как играть в эти игры, задают наводящие вопросы. Цель: улучшение возможности устойчивого следования усвоенной программе, а для того, кто рассказывает о своей игре - развитие возможностей речевого планирования деятельности;
  •  В конце занятия детям дается небольшое домашнее задание. Цель: домашняя отработка трудностей, проявивших себя в течение занятия;
  •  Прощание. Ведущий индивидуально беседует с родителями, рассказывает им об успехах ребенка и трудностях, которые возникли у него в процессе выполнения упражнений, объясняет домашнее задание и дает рекомендации по занятиям с детьми и воспитанию детей.

 

  Создание и поддержка: Синицын Сергей NeurodevLabGmail.com